15 июня 2023 – 27 июня 2023. Галерея Glubina, Москва
Выставка Елены Асеевой, куратор Светлана Дёмина
Аудио-гид по выставке Река Догуаб
Каталог выставки “Река Догуаб”
“Этот проект – посвящение городу, где я родилась, выросла и куда вернулась после многих лет скитаний и отсутствия – Геленджику. На реке Догуаб у моих прадедушки и прабабушки, переселенцев – колонистов из Киевской и Слободско-Украинской губерний на Северный Кавказ, была водяная мельница. Это развивается в работах проекта. Мы живем сради тайного, неизвестного языка” (Елена Асеева).
“Чтобы начался новый расцвет поколений, должно преодолеть мифы о бессмертии и невозможности живым встать в ряд с мертвыми и вымершими” (Донна Харувей)
Проект “Река Догуаб“ — это серия работ из бумаги, пластика, лозы, а также видео, аудио и AR. Каждая из работ раскрывает значение топонима, переведенного с черкесского языка на русский. В работах проекта автором рассказывается история Западного Кавказа – и сказочная, и очень трагичная. Экспозиция построена по типу аудиовизуального рассказа, своеобразной книги, посвященной женщине автохтонных черкесских этносов, натухайцев и шапсугов, которые проживали в Геленджике и на Черноморском побережье Кавказа до окончания Кавказской войны. Сегодня в результате серии трагических обстоятельств XIX века их здесь больше нет и топонимы на черкесском языке – единственное, что напоминает о них. Женские голоса всё еще слышны в лесах, долинах, они поют колыбельные песни, кормят животных, собирают в лесу хворост и прививают деревья, убирают салманные домики, выращивают виноград и поддерживают огонь в очаге сакли. Лес, птицы, горные реки, голоса природы, её музыка – на всех работах проекта.
Главными действующими лицами проекта являются время и место. Время не линейное, а одномоментное, где прошлое, настоящее и будущее пересекаются, где времени не существует, ведь искусство способно замкнуть время в себе. Работы на бумаге и такни выполнены в виде 12 женских платьев-топонимов. Тексты на стенах – названия черкесских аулов, которые не дошли до нашего времени и эти топонимы навсегда потеряны. Экспозицию сопровождает аудио-нарратив Бориса Тлюстена с переводом топонимов с адыгского (черкесского) на русский в сопровождении фольклорной музыки, музыки, написанной искусственным интеллектом, фрагментами Нартского эпоса адыгов и нарративом автора.
Автор обращается в своем проекте также к постколониальной и деколониальной теориям (Эдвард Саид, Гаятри Спивак, Александр Эткинд, Владимир Бобровников, Мадина Тлостанова). Особенно важны сегодня работы по Кавказской войне Якова Гордина (“Кавказская Атлантида” и другие). Автор обращается также к теоретикам и практикам спекулятивного реализма, занимающимся художественными исследованиями (Рэй Брасье, Клэр Бишоп, Марк Годфри, Съюзен Зонтаг, Арсений Жиляев и др.), а также к исследованию Николая Эппле “Неудобное прошлое” и пытается понять, как прошлое влияет на современность и будущее, ведь умалчиваемая история разрушает реальность.
Данная проект является второй частью проекта “Кавказ спящий”(www.caucasusmorpheus.org), выставки которого с прошли в Италии и России в 2012 году.
Научные консультанты проекта: Мадина Андреевна Хакуашева, доктор филологических наук (ведущий научный сотрудник КБИГИ), Адыгэ Хасэ, Геленджик: Ачмиз Разиет Хаджимусовна, Пшибоков Адам Исмаилович, Тлюстен Борис Гиссович. Небиеридзе Тамилла Анатольевна – ст.научный сотрудник отдела фондов ГИКМ и другие.
Елена Асеева (Геленджик). Художник, кандидат искусствоведения, член Союза дизайнеров России, член Творческого Союза художников России. Методом художника является иллюстрирование в разных медиумах, от графики до объектов и видео, собственных текстов – как поэтических, так и прозаических. Исследовательской темой художника является отношение времени и истории, альтернативная история. Образование: СпбГУП (искусствоведение, кандидат искусствоведения), КубГУ (художественно-графический факультет), Высшая школа “СО” Факультет “Современное искусство – Мастерская Арсения Жиляева”. Резидент галереи Glubina.
Светлана Дёмина (Москва) Художник, со-куратор галереи “Glubina” (Москва). Член МОСХ. Окончила МАХЛ РАХ им. Томского и Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова. Член Московского союза художников, Международного художественного фонда, Творческого союза художников России и Международной федерации художников. Работает в медиа живописи, перформанса, графики, использует смешанные техники, экспериментирует с разными материалами. Член галереи 22.
Открытие: 15 июня 2023 в 19.00
Пресс-релиз выставки Река Догуаб
Подробнее с работами можно познакомится на сайте художника и в каталоге проекта
Мероприятия на выставке Кавказская Атлантида. Река Догуаб
15.06.2023 , 19.00 | Открытие, кураторская экскурсия Елены Асеевой и Светланы Дёминой |
16.06.2023 , 19.00 | Кураторская экскурсия Елены Асеевой |
22.06.2023 и 25.06.2023, 19.00 | Кураторская экскурсия Светланы Дёминой |
Регистрация на кураторскую экскурсию 22.06.2023
Регистрация на кураторскую экскурсию 25.06.2023
Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских Грантов.
Адрес: Галерея GLUBINA. Москва, 1-й Сельскохозяйственный проезд, д. 3. Метро ВДНХ https://galleryglubina.ru/

Репортаж с открытия выставки “Река Догуаб”
Состав проекта “Река Догуаб”
Платья-топонимы (ткань, акварель, акрил, бумага), 120 Х 80 см – 12 шт
Птицы (ткань, бумага) –17 шт. 40Х 90 см.
Инсталляция “Корни” – 1 шт , 1 х 3 м.
Видео – 2 шт, 2 мин. и 3 мин.
Инсталляция прозрачная пластик, акрил, 100 Х 150 (2х слойная) – 1 шт
Аудио в наушниках – 6 наушников (12 треков)
Книга – 1 шт
Музейные AR и найденные объекты – 2 шт.
Изображения ИИ – 20 изображений
- “Платья-топонимы”:
__________________________
2. Инсталляция «Корни»
Виноградная лоза, шпагат.

3. Инсталляция “Водяная мельница времени”
Прозрачный пластик, акрил, ткань, 100 Х 150 (2-х слойная)


4. Видео 1 “Река Догуаб “:
5. Видео 2 “Письмо в аул Ашампэ”:
6. Книга:
Елена Асеева. Река Догуаб (pdf)
7. Аудио “Голоса земли”

Авторский текст: Елена Асеева/ Перевод топонимов: Борис Гиссович Тлюстен, краевед, ГО Адыгэ Хасэ, Геленджик Музыка: искусственный интеллект Aiva.ai. Адыгская народная музыка, источник: www.adygaabza.ru. Звуки леса, рек, водопадов, записанные автором.
8. Статьи автора
ХРИСТИАНСКАЯ ЧЕРКЕСИЯ: ЗИХИЯ И НИКОПСИЯ ( III в.н.э – XVI в.н.э.). Часть 1
ХРИСТИАНСКАЯ ЧЕРКЕСИЯ: ЗИХИЯ И НИКОПСИЯ ( III в.н.э – XVI в.н.э.). Часть 2
ХРИСТИАНСКАЯ ЧЕРКЕСИЯ: ЗИХИЯ И НИКОПСИЯ ( III в.н.э – XVI в.н.э.). Часть 3
ХРИСТИАНСКАЯ ЧЕРКЕСИЯ: ЗИХИЯ И НИКОПСИЯ ( III в.н.э – XVI в.н.э.). Часть 4
ХРИСТИАНСКАЯ ЧЕРКЕСИЯ: ЗИХИЯ И НИКОПСИЯ ( III в.н.э – XVI в.н.э.). Часть 5
9. Инсталляция «Женский след» (найденный объект + AR)
Найденный объект для выставки (фрагмент керамики найден на берегу моря в Геленджике)

3D копия кувшина из экспозиции Геленджикского музея для выставки (Кувшин в виде стилизованной «уточки», XII-XIV вв. Из доследованного в 1956 году захоронения на территории санатория “Архипо-Осиповка”)
AR https://poly.cam/capture/C0EC6256-CC97-4376-A367-FDBA32F371E2
10. Невозможное возможное
Изображения выполненные ИИ (искуственным интеллектом) по запросу “Как могла бы выглядеть Черкесия сегодня” на сайте crayon.com
__________________________

Елена Асеева
(Геленджик)
Художник
Художник, кандидат искусствоведения, член Союза дизайнеров России, член Творческого Союза художников России. Методом художника является иллюстрирование в разных медиумах, от графики до объектов и видео, собственных текстов – как поэтических, так и прозаических. Исследовательской темой художника является отношение времени и истории, альтернативная история. Образование: СпбГУП (искусствоведение, кандидат искусствоведения), КубГУ (художественно-графический факультет), Высшая школа “СО” Факультет “Современное искусство – Мастерская Арсения Жиляева”. Резидент галереи Glubina Подробнее

Светлана Дёмина
(Москва)
Куратор
Художник, со-куратор галереи “Glubina” (Москва)
Член МОСХ. Окончила МАХЛ РАХ им. Томского и Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова. Член Московского союза художников, Международного художественного фонда, Творческого союза художников России и Международной федерации художников. Работает в медиа живописи, перформанса, графики, использует смешанные техники, экспериментирует с разными материалами.
Член галереи 22.
Подробнее.